«Уроки французского»
|
|
автор
Валентин Григорьевич Распутин
|
Главные герои
Главный герой, рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется
повествование в рассказе.
Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять».
Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику».
Краткое содержание
Глава1.
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед
учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».
Главный герой пошел в 5-й класс в 48-м году. В их деревне была только начальная школа,
поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от
дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать» у знакомой.
Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было
еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне
признавался за грамотея».
В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком: ему
не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия
Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза».
На новом месте главный герой сильно похудел: передаваемых матерью продуктов не хватало,
поэтому он постоянно голодал.
Глава2.
Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в
«чику». Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать
передавала ему пять рублей на молоко: мальчику его нужно было пить «от малокровия».
Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая
ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила
Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игры» и спровоцировал драку.
Рассказчика сильно избили.
Глава3.
На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика,
учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся,
выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться
после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, однако Лидия Михайловна только
расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Учительница была удивлена, что
мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.
Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время
хотелось есть». Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу.
Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили.
Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему
дополнительные занятия.
Глава4.
Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они
начали заниматься у нее на дому: учительнице было жалко мальчика, она, желая его чуть
подкормить. Она предлагала ему поужинать, но мальчик каждый раз в испуге отказывался,
вскакивал и быстро уходил.
Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала
мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от
учительницы: у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии
Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался оставить себе продукты.
Глава5.
Занятия французского продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно
выговаривать французские слова, ощущал в гостях у учительницы себя более свободно.
Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку» – «наказание превращалось в удовольствие».
Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив
мальчика «не выдавать» ее никому, женщина показала, как играть в «замеряшки». Немного
поиграв «понарошку», Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему».
Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика
снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать
деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш.
«Знать бы нам, чем это все кончится…»
В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор.
Увидев, что она играет с учеником на деньги, он возмутился.
Глава6.
«Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она встретила главного героя и сказала, что
уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет: тут виновата она.
«И больше я ее никогда не видел». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла
посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.
КОНЕЦ